Filslov.ru - Философия как предмет науки

Субстанция (лат. — сущность) — в домарксовской философии неизменная основа всего существующего, в противоположность изменчивым свойствам единичных вещей. Метафизический материализм считал такой субстанцией материю.
Субстрат (лат. substratum— основа, подкладка) — материальная основа различных свойств отдельного предмета; материальная основа единства, однородности различных предметов.
Субъект и объект.— В философии под субъектом разумеется существо, одарённое сознанием и волей. Субъекту противопоставляется объект как внешний предмет, предмет познания и деятельности субъекта. Идеалистическая философия говорит: «Нет объекта без субъекта», т. е. внешний мир не существует вне сознания и независимо от него.
Субъективный метод в социологии — антинаучное, идеалистическое понимание исторического процесса как результата произвольной деятельности выдающихся личностей. Согласно втой точке зрения народные массы не могут играть решающую роль в истории.
Существенное различие между городом и деревней и пути его ликвидации. — Коммунистическая партия, опираясь на объективные экономические законы, определяет пути развития советского общества от социализма к коммунизму. Важнейшей составной частью вопроса о переходе к коммунизму является вопрос о ликвидации остающегося ещё в социалистическом обществе существенного различия между городом и деревней.
Существенное различие между умственным и физическим трудом и пути его ликвидации С уничтожением капитализма и системы эксплуатации в нашей стране была уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом (см.). Уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом — величайшая победа советского народа, одержанная под руководством Коммунистической партии.
Сущность и явление философские понятия, отражающие различные стороны предметов, процессов объективной действительности. Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.
Схоластика (греч.— школа). — Такое наименование установилось за господствующим и преподававшимся в школе направлением средневековой философии (см.). Философия в то время находилась на службе у церковной догматики, была «служанкой богословия» и поэтому не исследовала природу и окружающую действительность, а старалась из общих догматов церкви сделать конкретные выводы и определить правила поведения человека.