Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Михайловский Николай Константинович (1842—1904)— русский социолог и публицист, лидер либерального народничества, враг марксизма. В редактируемых им журналах «Отечественные записки» и «Русское богатство» Михайловский вёл ожесточённую борьбу с марксизмом.
Мичурин Иван Владимирович(1855—1935) — великий биолог, поднявший на новую, высшую ступень дарвинистскую, научную биологию. С именем Мичурина связан новый, высший этап в развитии материалистической науки о живой природе. Жизнь Мичурина делится на два резко отличающихся друг от друга периода — дореволюционный и советский.
Мичуринская биология —новый, высший этап в развитии материалистической дарвинистской науки о живой природе, названный по имени великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина (см.). Важнейшей отличительной особенностью мичуринской биологии по сравнению с предшествующими теориями является то, что её создатели сознательно и последовательно применили к пониманию и изучению законов развития органической формы материи марксистско-ленинское мировоззрение, диалектический материализм.
Младогегельянцы—идеологи немецкого либерализма 30—40-х годов XIX в., представители левого буржуазно-радикального крыла школы Гегеля (Б. Бауэр, Д. Штраус, А. Руге, М. Штирер). В отличие от старо гегельинцев (сторонники реакционной системы Гегеля в целом, в особенности его философии религии) младогегельянцы ставили на место «абсолютной идеи» (бога) «самосознание».
Модус — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (см.), являющегося неотъемлемым свойством предмета во всех его состояниях.
Мозг— центральный отдел нервной системы, орган мышления, сознания. Психика человека является продуктом деятельности важнейшей части мозга — головного мозга, отражающего воздействие на него объективного мира. Современная физиология высшей нервной деятельности окончательно разбила идеалистические представления о независимости духа, мышления, сознания от материи и показала с исчерпывающей убедительностью, что сознание и мышление — продукт вещественного, телесного органа, мозга.
Монада (греч.— единица) — философский термин (в домарксистской философии) для обозначения простейшего, неделимого единства. В греческой философии термин «монада» употреблялся для обозначения единичности как одного из принципов бытия.
Монизм (греч. — один) — философское учение, которое в противоположность дуализму (см.) принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты, наоборот, единым началом всех явлений считают дух.
Монотеизм — единобожие в противоположность политеизму — многобожию. На первых ступенях развития религиозных верований, в период родового строя, каждый род имел своего бога. На высшей ступени развития рода появляется культ нескольких божеств; каждое из них имеет своё имя, свою «сферу деятельности». Дальнейшее развитие религиозных верований связано с разделением общества на классы и с образованием государства. В образовавшихся государствах устанавливается культ одного бога (монотеизм).
Монтескье Шарль Луи (1689—1755)—французский социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Важнейшие труды Монтескье — «Персидские письма» (1721), «Рассуждения о причинах величия римлян и их упадка» (1734), «О духе законов» (1748) — получили широкое распространение.