Filslov.ru - Философия как предмет науки


Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — выдающийся представитель русской материалистической философии, великий революционер-демократ, основоположник революционно-демократической эстетики, гениальный литературный критик. Революционно-демократическое, материалистическое мировоззрение Белинского сложилось под влиянием нараставшей борьбы крестьянства против помещиков и царизма.

В 30—40-х годах XIX в. вся идейно-политическая борьба в России была сосредоточена вокруг вопроса о крепостном праве. В 30-х. годах Белинский был просветителем, врагом крепостничества, но не пришёл ещё к революционным выводам. С начала 40-х годов Белинский прочно стал на позиции революционного демократизма и возглавил идейно борьбу против крепостничества, за революционное освобождение угнетённого крестьянства. Он выступил как предшественник «полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении». Хотя Белинский ещё не выдвинул в прямой форме лозунга крестьянской революции, как это сделали позже Чернышевский (см.) и его соратники, но по сути дела он уже приходил к выводу о том, что только народная революция способна смести с лица земли крепостническое рабство и освободить трудящийся народ.

Белинский подверг беспощадной критике все три «оплота» помещичьей России — крепостное право, самодержавие, церковь. Знаменитое письмо Гоголю от 3 июля 1847 г., бывшее вплоть до 1905 г. под запретом —прекраснейшее свидетельство революционного демократизма Белинского. Это революционное «завещание», подводившее итог литературной и общественно-политической деятельности Белинского, «было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору». Это , письмо, как и все произведения Белинского в 40-х годах, было глубоким выражением интересов угнетённых крестьянских масс, их настроений и чаяний.
В развитии своих философских взглядов Белинский прошёл сложный путь. В первый период формирования мировоззрения, продолжавшийся примерно до конца 30-х голову Белинский стоял на позициях философского идеализма. Однако он вскоре порвал с. идеализмом. Белинский-революционер, страстно стремившийся к борьбе за освобождение трудящегося народа, не мог примириться с идеалистической философией, воздвигавшей преграду между мыслью и практикой, между теорией и жизнью.

В начале 40-х годов в ходе борьбы против русской и западноевропейской реакционной идеологии совершается переход Белинского от идеализма к материализму. Белинский становится сознательным, убеждённым материалистом в философии и страстно отстаивает принципы материалистической философии. Он утверждает, что сознание человека, его идеи зависят от материальной внешней среды, что «самые отвлечённые умственные представления всё-таки суть не иное что, как результат деятельности мозговых органов, которым присущи известные способности и качества». Белинский высмеивает мистиков и сторонников «туманной философии» немецкого идеализма, которые, живя вечно в абстракциях, считают ниже своего достоинства изучать природу и человеческий организм.

Ведя борьбу против агностицизма и скептицизма, он стремится укрепить в людях уверенность в возможности истинного познания мира. Переход Белинского на позиции материализма позволяет ему развить и более глубоко обосновать свой диалектический взгляд на мир. Развитие никогда и ни па чём остановиться не может, утверждает Белинский. Движение вперёд, от низшего к высшему, Белинский считает непреложным законом жизни. Развитие в природе и обществе обусловлено, по мнению Белинского, борьбой внутренних противоречий, заключённых в сущности, явлений, оно совершается посредством разрушения старого и созидания нового. «Всё живое,— пишет он,— есть результат борьбы; всё, что является и утверждается без борьбы, всё то мертво».

Материализм Белинского не свободен от элементов антропологизма (см.); он нередко говорит о человеке вообще, выводя из физиологии человека его умственную деятельность и нравственные качества. Источник общественного прогресса, движения вперёд, так же как и источник всякой косности и неподвижности, он видит в человеческой природе, а борьбу нового со старым изображает как борьбу разума с предрассудками. Однако материалистическая философия Белинского существенно отличается от антропологического материализма Фейербаха (см,), с учением которого он познакомился в то время, когда уже завершался его переход к материализму. В противоположность Фейербаху Белинский стремится применить к жизни человека идею развития, принцип историзма. Потребности человека, его интересы, сам человек, по Белинскому, изменяются в результате исторического развития общества. Белинский исходил из классового характера общества и придавал огромное значение борьбе между силами старого и нового. Он писал, что «у каждого нашего сословия всё своё, особенное — и платье, и манеры, и образ жизни, и обычаи... Так велико разъединение, царствующее между... представителями разных классов одного и того же общества!».

Белинский испытал влияние ранних работ Маркса. Он прочёл «Немецко-Французский Ежегодник», в котором были напечатаны статьи Маркса «К критике гегелевской философии права», «К еврейском вопросу», и сожалел, что не может популяризировать идеи, высказанные в этих трудах Маркса, в крепостнической России. Белинскому чужда созерцательность в подходе к действительности. Его мировоззрение имеет боевой, действенный, революционный характер. Его мысли и идеи подчинены одной цели — революционному преобразованию общества на демократических началах.
В социологических воззрениях Белинского одно из центральных мест занимает идея исторической закономерности.

По мнению Белинского, смена одной исторической эпохи другой, переход от одной системы общественных отношений к другой отнюдь не носит случайного характера и не совершается по капризу правителей и законодателей; этот переход совершается в силу исторической необходимости, законосообразности. Однако научно обосновать идею исторической закономерности, привести её в соответствие с реальным ходом истории Белинский не мог: мешало его в основном идеалистическое понимание истории общества. Он не видел, что коренной и определяющей причиной борьбы классов, борьбы нового со старым является прежде всего способ производства материальных благ. Он ещё не выделял рабочий класс из общей массы угнетённых; пролетариат для него — только наиболее страдающий элемент общества.

Но Белинский сделал ряд материалистических догадок в социологии. Он понимал, что народные массы играют решающую роль в истории. Власть, полагал Белинский, должна революционным путём перейти в руки всей массы трудящихся. Если, говорил он, народные массы пока ещё не решают судьбы общества, то будущие судьбы общества зависят от них: «...когда масса спит, делайте, что хотите, всё будет по-вашему»; но когда она проснётся, тогда вопрос об освобождении крестьян «решится сам собою, другим образом, в 1 000 раз более неприятным для русского дворянства. Крестьяне сильно возбуждены, спят и видят освобождение». Белинский был горячим сторонником развития в России промышленности, торговли, железных дорог.

Он видел прогрессивность капитализма в сравнении с феодально-крепостническим строем и вместе с тем понимал, что теперь буржуазия— «не борющаяся, а торжествующая», что капитализму не разрешить новых вопросов, что он не принесёт свободы и счастья народным массам. Равенство, по мнению Белинского, может быть достигнуто только после уничтожения господства буржуазии, которую он называет «сифилитической раной» на теле общества. Белинский был утопическим социалистом. Он заявлял, что идея социализма стала для него всем. Его утопический социализм . отличался от утопического социализма западноевропейских мыслителей: он был слит у него с революционным демократизмом. Не мирным путём надеялся Белинский уничтожить строй социального рабства, а путём насильственной революции. Белинский— великий патриот русского народа; в основе его патриотизма лежал революционный демократизм.

Он боролся против панславистов и смыкавшихся с ними славянофилов, которые восхваляли тёмные, отрицательные стороны русской крепостнической действительности. Вместе с тем он бичевал «беспечных бродяг в человечестве»— космополитов, буржуазно-помещичьих либералов, «западников», пытавшихся превратить Россию в придаток капиталистической Европы, всячески принижавших русский народ и его культуру. Неотъемлемыми качествами русского- народа Белинский считал смелость, находчивость, сметливость, крепость духа, отсутствие мистицизма и религиозной созерцательности, способность к широкому размаху в своей деятельности, трудолюбие, мудрость, героизм в борьбе с врагами внешними и внутренними. Эти качества великого русского народа позволили ему отстоять свою землю, свободу и независимость от чужеземных захватчиков, создать своё национальное государство и культуру.

Белинский неоднократно подчёркивал, что патриотизм русского народа играет исключительную роль в деле сохранения и укрепления независимости России. Белинский был сторонником дружбы народных масс различных национальностей, стремился пробудить сочувствие к угнетённым народам России и Восставал против всякого национального гнёта и насилия. Он Глубоко понимал необходимость Философский словарь тесно связи и сотрудничества различных народов мира и желал, чтобы Россия показала всем народам пример содружества наций, новой счастливой жизни. Белинский высказал пророческую мысль о великом будущем России: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году — стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещённого человечества».

Белинский—родоначальник революционно-демократической эстетики и критики. Он дал материалистическое определение сущности искусства. Искусство, по Белинскому, есть воспроизведение действительности, это повторённый, как бы вновь созданный мир. Белинскому принадлежит глубокое теоретическое обоснование художественного реализма. Он боролся за признание высокой общественной роли искусства и осуждал созерцательное отношение искусства к действительности. Подлинным искусством, Белинский считал лишь глубоко идейное искусство, которое даёт людям верное направление в жизни, борется против социального угнетения. Настоящее искусство не отворачивается от народа, а живёт его жизнью, пробуждает его к борьбе против угнетателей, зовёт народ вперёд. «Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени...»,—писал Белинский. «Начиная с Белинского, все лучшие представители революционно-демократической русской интеллигенции не признавали так называемого «чистого искусства», «искусства для искусства» и были глашатаями искусства для народа, его высокой идейности и общественного значения» (Жданов).

Литературно критические произведения Белинского имели неоценимое значение для развития русской литературы. Они сохранили свою свежесть, своё значение и для настоящего времени. Советское искусство использует всё ценное, созданное Белинским в области эстетики и литературной критики, учится у него непримиримости ко всему отсталому в искусстве, воспринимает его идеи о высоком назначении передового искусства, о героическом служении народу, Родине.

Основные произведения Белинского: «Литературные мечтания» (1834), «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846), «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (1847), «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848), «Письмо к Н. В. Гоголю. 3 июля, 1847» и др. Избранные философские сочинения Белинского изданы в 2 томах (1948); Полное собрание сочинений — в 13 томах; письма Белинского, значительная часть которых не уступает по своему содержанию теоретическим произведениям, изданы в 3 томах (1914). Ряд рукописей и материалов Белинского опубликован в 1948—1951 гг. в «Литературном наследстве» в 3 томах.