Filslov.ru - Философия как предмет науки


Преформизм — идеалистическая и метафизическая теория, отрицающая развитие и изменение организмов в процессе их жизни. Преформизм утверждает, что в организме всё предустановлено заранее и поэтому в нём может быть только то, что заложено в зародыше творцом. Зародыш, по представлениям преформистов, является маленьким организмом со всеми органами и свойствами, и поэтому ничего в процессе жизни организма не возникает заново, а только происходит количественное увеличение уже существующего в готовом виде. Отрицая развитие организмов, преформизм логически приводит к отрицанию происхождения живого от неживого. Живые существа с этой точки зрения являются результатом акта творения. Такое представление о жизни возникло в XVI в. и вполне соответствовало религиозному мировоззрению того времени, незрелости науки.

Метафизическую и религиозную теорию преформизма отстаивали идеалисты в целях обоснования реакционного, идеалистического тезиса о «бессмертии души» и т. п. Позднейшие открытия науки опровергли фантастические взгляды преформистов, как и другие метафизические представления о живой органической форме материи. Однако преформисты начали перестраиваться и приспособлять свои взгляды, используя и извращая новые открытия. Одним из наиболее сложных вопросов в развитии научной биологии был вопрос о наследственности. Паразитируя на этом, преформисты под тем или иным флагом старались удержать свои позиции. Вейсманизм-морганизм является по существу видоизменённым преформизмом. В основе вейсманизма-морганизма лежат те же исходные позиции, что и у преформизма.

Согласно вейсманизму-морганизму, существуют так называемые гены, зародышевая плазма и другие метафизические сущности, которые, будучи вечными, неизменными и бессмертными, определяют свойства организма. Так преформизм, возникнув как отражение в науке религиозных воззрений XVI в., дошёл до наших дней в виде вейсманизма-морганизма, отражающего современную буржуазную реакцию и биологической науке. Теория преформизма в корне противоположна диалектической идее развития, согласно которой развитие есть качественное изменение, наступающее в результате постепенных количественных изменений. Мичуринская биология, раскрывшая объективные законы изменения живой природы, основывается именно на таком, диалектическом, понимании развития, позволяющем в полной мере осознать пути изменения органических форм и сознательно управлять этим изменением в интересах человечества.