Filslov.ru - Философия как предмет науки


Катедер социализм (нем. — кафедра) — теоретическое и политическое течение, возникшее во второй половине XIX в. в германских университетах. Катедер-социалисты пытались доказать, что народное государство можно построить в прусской Германии путём реформы, без революционного низвержения буржуазно-помещичьего государства, без классовой борьбы. Они выдавали госкапитализм за социализм. В 1872 г. катедер-социалисты образовали в Германии «Союз социальной политики» для «проповеди с кафедры»социальных реформ и социализма сверху, для пропаганды «классового мира», «беспартийности», «надклассовое науки п т. п.

«Кафедральный социализм» являлся разновидностью прусско-юнкерской политики Бисмарка, выдававшей германское прусско-юпкерское государство за «народное» государство, строящее социализм. Эта реакционная идеология навязывалась, например, лассальянцами рабочему классу Германии и была разоблачена Марксом в« Этике Готской программы) (см.). Буржуазными катедер-социали-стами в Германии были Гиль-дебрапд, открыто боровшийся о Марксом и Энгельсом, А. Вагнер, Брентаио, Зомбарт и другие зубры пруссачества и капитализма. В рабочем движении Германии их линию поддерживали лассальянцы, в России — легальные марксисты и «экономисты» (Струве, Тугай-Барановский и др.). В настоящее время катедер-социалистами являются правые социалисты, тред-юнионисты, фабианцы.

Все они — активные апологеты и слуги империализма, проповедники реакционной буржуазно-космополитической идеи создания Соединённых штатов Европы (или мира). Классики марксизма разоблачили катедер-социалистов как ярых врагов и ненавистников пролетариата, непримиримых противников научного социализма. Коммунистическая партия даёт отпор всяким проявлениям катедер-социализма в области идеологии (в философии, науке, литературоведении и т. д.), выражающимся в буржуазном объективизме, в игнорировании принципа партийности, в отсутствии классового анализа при оценке тех или иных социальных явлений, в отрыве марксистской теории от практики социалистического строительства,, в уходе от актуальных проблем строительства коммунизма, от задачи борьбы с реакционной идеологией современного империализма и т. д.