Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Критика и самокритика — основной метод выявления и преодоления ошибок и недостатков в деятельности марксистских партий и других организаций трудящихся. В советском обществе критика и самокритика является одной из важнейших движущих сил развития.
Ещё Марке указывал, что особенностью пролетарской революции в отличие от предшествующих ей революций является то, что в целях успешного развития она подвергает себя самокритике. Это положение Маркса было развито в новых условиях Лениным и Сталиным, указавшими на самокритику, как на черту, свойственную подлинно пролетарской партии в отличие от партий оппортунистических, реформистских. Ленин считал безбоязненное отношение к критике и самокритике одним из важнейших принципов Коммунистической партии.
Развенчивая меньшевиков, эсеров, каутскианцев и прочих врагов марксизма, Ленин показывал, что боязнь критики и самокритики есть источник гнилости их партий, что самокритика безусловно необходима для всякой живой и жизненной партии. Партии, ведущие свою работу в отрыве от широких трудящихся масс, замыкаются в свою скорлупу, боятся критики и самокритики. Подлинно пролетарская партия, являющаяся боевым авангардом рабочего класса и всех трудящихся масс, воспитывает свои кадры и народные массы на критике ошибок и недостатков и с помощью критики и самокритики преодолевает препятствия, стоящие на пути к победе.
С первых дней существования Советского государства Коммунистическая партия поставила критику и самокритику на службу новой власти, сделала её могучим оружием в борьбе за социализм. Однако в период, когда в нашей стране ещё существовали эксплуататорские классы, основная закономерность развития советского общества выражалась в борьбе классов. Наличию в стране антагонистических противоречий между враждебными классами соответствовали и определённые формы преодоления противоречий. Победа социализма в СССР коренным образом изменила положение. Эксплуататорские классы ликвидированы. Рабочий класс и крестьянство превратились в новые классы, строящие свою деятельность на основе единого социалистического хозяйства, в тест ном сотрудничестве между собой, а также в сотрудничестве с новой, советской интеллигенцией.
Возникло морально-политическое единство советского общества, то означает, что социальные антагонизмы, характерные для капиталистического строя, и обусловленная этими антагонизмами ожесточённая классовая борьба канули в нашей стране в вечность. Но ошибочно было бы думать, что уничтожение антагонистических классов в СССР с характерными для них противоречиями приводит к исчезновению всяких противоречий в советском обществе. Без возникновения и преодоления противоречий не может быть развития. Построив социалистическое общество, наша страна вступила в период постепенного перехода к коммунизму. На этом пути необходимо преодолеть ряд противоречий, среди которых важное место занимает противоречие между новым, социалистическим бытием масс и пережитками капитализма в сознании, психологии, нравах людей.
Без борьбы между новым и старым, между прогрессивным и консервативным, без преодоления антигосударственных настроений, бюрократизма, пережитков национализма, несоциалистического отношения к общественной собственности, к труду со стороны части советских людей, без борьбы со всем тем, что тормозит движение вперёд, нельзя успешно строить коммунизм. Таким образом, и советское общество развивается на основе преодоления противоречий. Однако это уже не старые, антагонистические противоречия капиталистического общества, порождающие ожесточённую классовую борьбу и политические революции. Природа внутренних противоречий советского общества неантагонистична: за ними не стоят враждебные друг другу классы, отстаивающие свои в корне противоположные интересы. Эти неантагонистические противоречия существуют в рамках коренной общности всех трудящихся советского общества.
Новое содержание противоречий советского общества порождает и новые формы, новые способы их преодоления. Старое понятие «борьбы» наполняется новым содержанием. Центр тяжести в этой борьбе переносится на методы коммунистического воспитания, убеждения силой примера, что, разумеется, не исключает применения и методов принуждения, насилия по отношению к злостным нарушителям правил социалистического общежития, к остаткам недобитых врагов советского народа. Новой исторической формой разрешения противоречий в советском обществе, острейшим оружием, с помощью которого партия выявляет и преодолевает эти противоречия, является критика и самокритика.
В противоположность капиталистическому обществу, где развитие идёт стихийно, где кризисы регулируют производство, советское общество основано на плановом развитии производства. Партия и государство намечают планы развития социалистической экономики и культуры в строгом соответствии с требованиями объективных экономических законов, действующих при социализме. Все объективные условия н возможности для движения вперёд у нас имеются налицо: природные богатства, политическая власть рабочего класса, использующая эти богатства в интересах народа, советский строй, не знающий неизлечимых болезней капитализма, Коммунистическая партия, имеющая правильную линию и возглавляющая наше движение вперёд. Вся задача заключается лишь в том, чтобы уметь использовать по-настоящему эти возможности.
Это зависит от самих людей, от их воли к труду, от их готовности работать на благо родины. Понятно поэтому, какое значение имеет критика и самокритика, являющаяся орудием борьбы со всеми недостатками в работе: с косностью, неповоротливостью, бюрократизмом, нежеланием работать по-новому,— со всем тем, что мешает выполнять планы Коммунистической партии и Советского государства. Значение критики и самокритики как движущей силы развития советского общества состоит в том, что с её помощью расчищается путь для достижения цели, Сметаются преграды, препятствующие развитию, быстрее происходит превращение имеющихся объективных возможностей движения вперёд, к коммунизму, в действительность.
Эта роль критики и самокритики ярко выражена в социалистическом соревновании, являющемся формой борьбы трудящихся масс за повышение производительности труда и, следовательно, борьбы за переход к высшей стадии коммунизма. Народные массы, кровно заинтересованные в повышении производительности труда, подвергают критике достигнутый уровень производительности труда, изыскивают новые пути и способы увеличения эффективности своей производственной деятельности и т. д. Передовой рабочий, намного перевыполняющий заданные нормы труда, подвергает тем самым критике своего отстающего соседа и помогает ему улучшать работу, подтянуться до уровня передовых. Социалистическое соревнование есть выражение деловой революционной самокритики масс.
Критика и самокритика как новая форма борьбы между старым и новым, как орудие преодоления противоречий вытекает из самой сущности Советского государства как высшей формы демократии, демократии социалистической. Советское государство есть государство самих трудящихся масс, и в этом его сила. Поэтому движение советского общества вперёд может быть успешным только при условии, что массы активно творят новую жизнь, бдительно следят ва всеми недостатками строительства, вскрывают и критикуют их, т. е. при условии критики снизу. Критика снизу, со стороны широких масс трудящихся, имеет первостепенное значение. В этой критике снизу выявляется энергия и творческая инициатива советского народа, его чувство хозяина своей страны.
Подчёркивая огромную роль критики и самокритики, необходимо учитывать, что не всякая критика, а лишь та, которая умножает силы советского общества, есть движущая сила развития. Нужно строго отличать такую критику, прикрываясь которой враждебные элементы пытаются протащить чуждые нам, антикоммунистические взгляды, от подлинной критики, направленной на укрепление дела коммунизма. На XIX съезде партии вопросу о роли критики и самокритики в укреплении и развитии советского строя было уделено огромное внимание. В отчётном докладе ЦК было указано, что там, где критика и самокритика в загоне, где слабо развита критика снизу, там неизбежно возникают такие уродливые явления, как бюрократизм, загнивание и даже разложение отдельных звеньев государственного аппарата.
Учитывая огромную роль критики и самокритики в развитии советского общества, XIX съезд партии включил в Устав Коммунистической партии Советского Союза пункт, обязывающий членов партии «развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадного благополучия и упоения успехами в работе. Зажим критики является тяжким злом. Тот, кто глушит критику, подменяет её парадностью и восхвалением, не может находиться в рядах партии».
Критика и самокритика имеет огромное значение для развития науки, литературы, искусства. Без творческих дискуссий, без борьбы мнений и свободы критики наука, литература, искусство не могут успешно развиваться. Критика и самокритика является формой вовлечения широчайших масс в дело коммунистического строительства, она помогает советским людям преодолевать пережитки буржуазной идеологии.