Filslov.ru - Философия как предмет науки


Жданов Андрей Александрович

Жданов Андрей Александрович (1896—1948) — выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, видный теоретик марксизма, талантливейший пропагандист идей марксизма-ленинизма. А. А. Жданов родился в городе Мариуполе, в семье инспектора народных училищ. В 1915 г. он вступает в ряды партии большевиков и вскоре становится партийным работником. В 1917, г. А. А. Жданов принимает участие в подготовке и проведении Великой Октябрьской революции на Урале. В первые годы Советской власти А. А. Жданов занимается политическим просвещением в частях Красной Армии, ведёт партийную и советскую работу на Уралеив Твери. В 1924— 1934гг.— секретарь Горьковского губкома, а затем крайкома ВКП(б). В1934— 1944 гг. А. А. Жданов возглавляет ленинградскую партийную организацию.

Будучи послан туда партией после злодейского убийства С. М. Кирова, А. А. Жданов мобилизует ленинградскую партийную организацию на разгром и выкорчёвывание троцкистско-зиновьевских предателей, сплачивает её ещё теснее вокруг Центрального Комитета. В годы Великой Отечественной войны Жданов организует по поручению Коммунистической партии оборону Ленинграда. После XVII съезда партии А. А. Жданов избирается секретарём ЦК ВКП(б), кандидатом в члены Политбюро, после XVIII съезда партии — членом Политбюро ЦК ВКП(б). Последние годы А. А. Жданов вёл работу в качестве секретаря ЦК Коммунистической партии. А. А. Жданов был крупнейшим деятелем международного рабочего движения. Его выступления по международным и внутренним вопросам широко известны трудящимся всех стран.

А. А. Жданов всегда придавал огромное значение марксистско-ленинской теории, высоко ставя организующую, мобилизующую и преобразующую роль идеи коммунизма. Уделяя повседневное внимание делу организации пропаганды марксизма-ленинизма, А. А. Жданов стремился к тому, чтобы марксистско-ленинская теория стала достоянием широких масс членов партии, комсомола, всех активных строителей социализма. Непримиримый враг догматизма и начётничества, А. А. Жданов боролся за изгнание их из практики пропагандистской работы. Призывая коммунистов глубоко овладевать учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, А. А. Жданов говорил: «Наше знание должно быть действенным.

Оружием революционной теории надо владеть в совершенстве — оно должно разить врага, под какой бы маской он ни скрывался». А. А. Жданов являлся примером большевистского руководителя, умело сочетавшего участие в повседневном строительстве с глубокой работой над вопросами теории марксизма. Доклады, статьи и речи А. А. Жданова сочетают в себе решение конкретных практических вопросов с глубокими теоретическими обобщениями.
После Великой Отечественной войны, когда видное место в жизни партии и страны заняли вопросы идеологической работы, способности А. А. Жданова как видного теоретика марксизма проявились особенно ярко. А. А. Жданов выступил с рядом докладов, разъясняющих решения ЦК партии по идеологическим вопросам.

В докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград», в выступлении на совещании деятелей советской музыки в ЦК партии, в выступлении на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» А. А. Жданов проанализировал причины отставания литературы, искусства и философии от запросов и требований партии и советского народа, разъяснил пути преодоления этого отставания, указал условия нового расцвета культуры и науки в нашей стране. Подчёркивая, что работники идеологического фронта во всей своей деятельности должны руководствоваться политикой Коммунистической партии, интересами советского народа и Советского государства, А. А. Жданов разъяснил, что новый подъём в развитии советской культуры возможен только на основе непримиримой борьбы с аполитичностью, безидейностью, буржуазным объективизмом, низкопоклонством перед разлагающейся буржуазной культурой.

Он показал, что животворный советский патриотизм в советской культуре, как и во всех областях жизни советского общества, играет роль могучей движущей силы. Разоблачая вредные антипатриотические настроения, низкопоклонство перед Западом, А. А. Жданов подчеркнул огромное значение передовой русской культуры для формирования социалистической культуры. Как ленинизм воплотил в себе все лучшие традиции русских революционеров-демократов XIX в., говорил А. А. Жданов, так и советская литература и искусство развивались и должны развиваться на основе продолжения передовых традиций русского классического искусства и революционно-демократической литературы, традиний высокой идейности, реализма и народности.

Образцом борьбы за боевую, партийную, непримиримую к буржуазной идеологии философию является „выступление А. А. Жданова на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». В этом выступлении А. А. Жданов дал глубокий критический разбор книги Г. Ф. Александрова, подверг резкой критике ошибки и трусость в постановке философских вопросов у части работников и разъяснил советским философам задачи, поставленные перед ними Коммунистической партией. Это выступление имеет огромное значение для дальнейшего развития истории философии как науки. А. А. Жданов дал чёткое определение предмета истории философии как истории зарождения, возникновения и развития научного, материалистического мировоззрения, как истории борьбы материализма с идеализмом. Это определение отличается боевой партийностью и направляет советских философов на глубокий, критический разбор философских систем прошлого.

Опираясь на высказывания классиков марксизма-ленинизма, А. А. Жданов в полном соответствии с духом марксистской диалектики показал, что возникновение марксизма было настоящим открытием, революцией в философии, что Маркс и Энгельс «создали новую философию, качественно отличающуюся от всех предыдущих, хотя бы и прогрессивных, философских систем», что с возникновением марксизма философия впервые стала наукой, и не просто наукой, a «научным оружием в руках пролетарских масс, борющихся за своё освобождение от капитализма». В связи е этим А. А. Жданов показал роль принципа партийности в марксистской историко-философской науке.

Этот принцип, коренным образом противоположный буржуазному объективизму, обязывает работников идеологического фронта вести непримиримую борьбу со всеми врагами материализма, подвергая их уничтожающей критике, обязывает излагать философские" вопросы в том живом и боевом стиле, превосходные образцы которого даны в произведениях классиков марксизма-ленинизма. А. А. Жданов дал в своём выступлении яркую характеристику современной реакционной буржуазной философии, служанки атомно-долларовой «демократии», и призвал советских философов смелее разоблачать философствующих буржуазных мракобесов. Большое значение имеет характеристика критики и самокритики (см.) как новой формы выявления и преодоления противоречий в советском обществе, которую дал А. А.Жданов в своём выступлении.

А. А. Жданов много сделал в области марксистско-ленинской теории литературы и искусства. Ещё в речи на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. он наметил важнейшие задачи в развитии советской литературы, раскрыл сталинское определение метода советской литературы, искусства и художественной критики как метода социалистического реализма. А. А. Жданов показал, что социалистический реализм требует, художественного изображения действительности в её революционном развитии, сочетающего правдивость и историческую конкретность этого изображения с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. В докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» и в выступлении на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) А. А. Жданов глубоко осветил важнейшие вопросы эстетики социалистического реализма. Наряду с борьбой за высокое идейное содержание произведений литературы и искусства А. А. Жданов высоко поднял вопросы художественной формы, указав, что наш народ, вкусы и запросы которого необычайно возросли, требует произведений не только высокоидейных, но и высокохудожественных.

Теоретические выступления А. А. Жданова сыграли серьёзную роль в деле развёрнутой Коммунистической партией борьбы за подъём идеологической работы. «Блестящие доклады товарища Жданова по вопросам литературы, искусства и философии являются важным вкладом в развитие марксистско-ленинской теории и во многом способствуют преодолению имеющихся здесь недостатков, раскрывая новые пути развития социалистической культуры в нашей стране» (Молотов).