Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Жизнь —Классическое определение жизни дано Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Сущность жизненного процесса заключается в беспрерывном и одновременном созидании и разрушении живого, ассимиляции и диссимиляции. «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, которое но находится в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни...
Но в чем же состоят эти явления жизни, одинаково встречающиеся у всех живых существ? Прежде всего в том, что белковое тело извлекает из окружающей среды другие подходящие вещества и ассимилирует их, тогда как более старые частицы тела разлагаются и выделяются. Другие, неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть тем, чем были раньше. Скала, которая подверглась выветриванию, уже больше не скала; металл в результате окисления превращается в ржавчину. Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования. Как только в белковом теле прекращается это непрерывное превращение составных частей, эта постоянная смена питания и выделения,— с этого момента само белковое тело прекращает свое существование, оно разлагается, т. е. умирает.
Жизнь— способ существования белкового тела — состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным и что это происходит не вследствие какого-либо процесса, которому оно подвергается извне, как это бывает и с мертвыми телами. Напротив, жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс, присущий, прирожденный своему носителю — белку, процесс, без которого но может быть жизни». Энгельс далее указывал, что все основные и характерные свойства живого тела—раздражимость, рост, размножение и т. д.— закономерно вытекают из обмена веществ в белке. Современные достижения биохимии, физиологии и других наук полностью подтверждают мысли Энгельса. С давних времён в вопросе о жизни идёт борьба двух основных линий, двух основных партий в философии — идеализма и материализма. Идеализм выступает в этом вопросе в форме витализма, вейсманизма-морганизма.
Старые, домарксовские материалисты, активно выступая против витализма, стремились обосновать в вопросе о жизни и противопоставить идеализму точку зрения механистического материализма, отрицавшего качественное различие между живым и неживым и пытавшегося свести все явления жизни к физико-химическим и даже простейшим механическим процессам. Декарт (см.), некоторые французские материалисты XVIII в. и др. пытались аналогиями доказать тождество живых организмов с машинами.
Диалектический материализм подверг критике ограниченность механистов в понимании жизни, а также идеалистические, поповские фантазии виталистов. Рассматривая жизнь как одну из форм движения материи, диалект тический материализм глубоко вскрыл качественное своеобразие жизни, возникшей из неживой материи.
Отвергая грубые попытки создания сложной структуры живых организмов из неживого, так же как и представления о вечности жизни или о появлении её в результате творческого акта, диалектический материализм обосновал исторический взгляд на возникновение жизни из неорганической природы в результате длительной (миллионы лет продолжавшейся) эволюции неживой материи. Советские учёные разрабатывают теорию возникновения жизни, руководствуясь диалектико-материалистическим мировоззрением. Возникновение жизни было связано с образованием первичного субстрата жизни в виде живого вещества, главным составным компонентом которого являются белки. Последующее развитие живого вещества в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды привело к многообразию форм организации живого вещества и его отправлений. Это многообразие органического мира представлено в настоящее время огромным числом организмов, начиная от самых простейших и кончая человеком.
Исторический процесс развития жизни на земле, закономерности происхождения различных видов организмов были вскрыты дарвинизмом, нанёсшим сокрушительный удар идеалистическим и религиозным представлениям о возникновении и развитии видов в результате творческого акта. Мичуринская биология, творчески развивая дарвинизм, преодолевая его недостатки, дала всестороннее научное обоснование законов органической жизни. Мичуринская биология нанесла поражение господствующей в современном буржуазном мире вейсманистско-морганистской идеалистической теории жизни, рассматривающей организмы вне решающего влияния внешней среды, отрицающей, что изменение типа ассимиляции и диссимиляции есть основная причина изменений в организмах. (См. также Клетка.)