Filslov.ru - Философия как предмет науки


Единичное особенное всеобщее— категории материалистической диалектики, отражающие связь, взаимозависимость и взаимопереходы явлений объективного мира. Для идеалистов и метафизиков решение проблемы единичного и всеобщего было всегда камнем преткновения. Они не видят, не понимают диалектического единства и противоположности единичного и всеобщего, их связи и взаимозависимости. Одни идеалисты (субъективные) отрицают всеобщее, превращая единичные явления в комплексы чувственных восприятий. Другие 'идеалисты («объективные») третируют единичные явления как нечто неважное и несущественное, превращая всеобщее в продукт чистой мысли.

Диалектический материализм в противовес идеалистической философии прежде всего утверждает, что понятия единичного, особенного и всеобщего отражают реальные явления, определённые стороны объективной действительности. Объективный мир состоит из единичных явлений. Но эти явления существуют не изолированно, а в связи друг с другом. В силу общих источников происхождения, благодаря ряду оди паковых черт и внутренней взаимозависимости те или иные единичные явления объединены в группы, имеющие различную общность.

Эту связь, общность явлений выражают философские понятия единичного, особенного и всеобщего. Так, например, отдельные растения и животные («единичное») объединены в соответствующие виды («осо-бенное») и роды («всеобщее»). Каждое единичное явление природы, каждый предмет материален, и то общее их свойство, что они материальны, объединяет все явления в единое целое. Этим единым целым, «всеобщим», является природа, материя. В общественной жизни, например, каждая общественно-экономическая формация развивается по своим особым объективным экономическим законам, но в то же время все формации подчиняются и общим для них экономическим законам. Благодаря этим общим законам все формации связаны между собой, образуют единый закономерный мировой процесс развития общества.

Таким образом, единичное, особенное и всеобщее не изолированы друг от друга, а представляют собой различные стороны единого целого. Без отдельного, единичного нет и не может быть всеобщего — всеобщее существует лишь благодаря единичному, через единичное. Но и единичное, отдельное есть лишь часть общего и немыслимо вне связи с общим, с природой в целом.
Из этой объективной диалектики единичного и общего вытекают выводы, имеющие принципиальное значение.

Если общее ее существует вне единичного, то точка зрения идеалистов, отрывающих понятия, в которых выражается общее, от единичных реальных явлений и обожествляющих понятия как основу мира, есть мистика. Таковы, например, понятия у Гегеля (см.). Если, далее, отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведёт к общему, то все попытки прежних и современных субъективных идеалистов объявить общие понятия, например понятия материи, пространства, времени, «пустыми» словами, лишёнными объективного содержания, есть та же мистика, и делается это в угоду поповщине. Понимание диалектики единичного, особенного и всеобщего также важно для логики и теории познания. «...Всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...» (Энгельс, Диалектика природы, 185). Возводя единичное во всеобщее, познание раскрывает сущность, законы явлении.

Например, положение «трение по* рождает теплоту» будет суждением единичности, так как здесь отмечается единичный факт. Положение «механическое движение переходит в теплоту» будет суждением особенности, переходом от единичного к особенному, так как здесь отмечается особенная форма движения, механическая, переходящая благодаря трению в другую особенную форму движения — в теплоту. И этот шаг означает углубление познания мира. И, наконец, положение «любая форма движения способна и должна превращаться в любую другую форму движения» будет ещё более глубоким суждением, суяадением всеобщности. Следовательно, единичное, особенное и всеобщее являются формами движения человеческих понятий, в которых отражается объективный мир, формами углубления познания, исторического прогресса человеческого познания.

Большое значение имеет применение диалектики общего, особенного и единичного к практической деятельности партии пролетариата. Так, например, пролетарский интернационализм (см.) есть выражение коренной общности интересов и путей борьбы пролетариата всех национальностей; пролетариат той или другой нации, ведя борьбу за своё освобождение от капиталистического рабства, тесно связан с пролетариатом других наций,его борьба сливается в общий фронт борьбы всего международного пролетариата против мировой буржуазии. Особые, конкретные задачи, стоящие перед рабочим классом каждой страны, тесно связаны с интернациональными задачами всего рабочего класса. Общие задачи международного пролетариата находят своё выражение в особых, конкретных задачах, решаемых пролетариатом каждой страны.

Противопоставление пролетариата одной страны пролетариату других стран есть прямой путь к буржуазному национализму, как показало, например, предательство фашистской клики Тито в Югославии. Большевики подвергли в- своё время жесточайшей критике еврейскую буржуазно-националистическую сионистскую партию «Бунд», которая противопоставила общим интересам и задачам рабочего класса России в целом отдельные, особые интересы еврейских рабочих. Борясь против врагов рабочего класса, классики марксизма в своих трудах дают образцы анализа диалектики общего и единичного «в применении к политике Коммунистической партии.