Filslov.ru - Философия как предмет науки


Юм ДавидЮм Давид (1711—1776) - английский буржуазный философ, историк и экономист. В философии Юм — субъективный идеалист, агностик. Вопрос о том, существует объективная реальность или нет, Юм считает неразрешимым. Он утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они реально. В этом отличие агностицизма Юма от кантовского, признающего существование «вещи в себе» (см. «Вещь в себе » и «вещь для нас»). Причинная связь для Юма — не закон природы, а привычка. Отрицая материальную основу вещей и причинность, Юм приходит к выводу, что в человеческом сознании есть лишь поток психических восприятий и что наука сводится к простому описанию этого потока, она не в состоянии постичь какие-либо законы.

Агностицизм и субъективизм Юма, как и всякий другой агностицизм, опровергаются практикой человечества. Воздействием на природу и изменением её человек доказывает объективность мира, его познаваемость. Философия Юма оказала влияние на Канта (см.), а также на махистов, которые подчищали Юма под Беркли. Уничтожающая критика Юма дана в книге Ленина « Материализм и эмпириокритицизм» (см.). В понимании общества Юм — идеалист и метафизик. Сторонник компромисса буржуазии и дворянства, Юм в своих экономических сочинениях прославлял быстро поднимавшееся в то время в Англии капиталистическое общество.

Основные философские труды Юма: «Трактат о человеческой природе» (1739 — 1740) и «Исследование человеческого разумения» (1748).