Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Эмерджентная эволюция (англ. emergence — возникновение, появление) — антинаучная, реакционная идеалистическая теория, направленная против материалистической диалектики. Получила большое распространение в современной англо-американской буржуазной философии, в особенности среди «неореалистов» (см. Неореализм). Основные представители: С. Александр, К. Ллойд-Морган, Ч. Броуд. Теория эмерджентной эволюции возникла в 20-х годах XX в. в Англии.
Новейшие естественно-научные открытия и исторический опыт развития общества окончательно дискредитировали традиционную буржуазную концепцию вульгарной эволюции, целиком и полностью подтвердив марксистско-ленинское учение о диалектическом характере развития в природе и обществе. Считая уже недостаточной обычную буржуазную теорию эволюции, современные буржуазные философы в поисках идеологического оружия против революционной материалистической диалектики изобрели теорию эмерджентной эволюции. Цель её — извратить и фальсифицировать научные выводы диалектического материализма о скачкообразности развития, переходе количественных изменений в качественные, о борьбе противоположностей и направить философскую мысль в сторону мистицизма.
Сторонники эмерджентной эволюции вынуждены признать прерывность в развитии, качественное многообразие явлений, возникновение нового, но они истолковывают все эти процессы в духе идеализма и иррационализма, т. е. как мистические акты нематериального творческого первоначала, непостижимые для человеческого разума. Самую материю они объявляют не первичной основой всего существующего, а вторичным продуктом эмерджентной эволюции нематериального «пространства-времени». Идеалистический и метафизический характер этой философии обнаруживается здесь в полной мере. Рассматривая «эмердженс» как нечто необъяснимое, как «чудо», эмерджентные эволюционисты в конечном итоге приходят к признанию божества движущей силой развития. Теория эмерджентной эволюции является одной из форм деградирования буржуазной философии эпохи империализма, одной из разновидностей агностицизма (см.) и иррационализма.