Filslov.ru - Философия как предмет науки


Руставели Шота (XII в.) гениальный грузинский поэт, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», одного из величайших памятников мировой культуры. Считая поэзию «одной из отраслей мудрости», Руставели обобщил в художественной форме всё пред- , шествующее развитие грузинской общественной и философской мысли. В поэтических образах поэмы воплощены глубокие философские идеи, направленные против господствовавших философских течений средневековья.

Глубоко народная в своей основе, проникнутая гуманизмом, с огромной художественной силой воспевающая возвышенные идеи любви, дружбы и героизма, поэма Руставели подрывала устои средневековой схоластики, противостояла мёртвому аскетизму церкви. Руставели своим творчеством смело нарушал традиции средневековой литературы. В его поэме нет упоминания о христианском «триединстве» и прочих религиозных атрибутах, считавшихся обязательными в средневековой литературе. Мир, в котором живут и борются герои поэмы,— это действительный, материальный мир; в нём нет места никакому потустороннему началу. Герои поэмы наделены подлинно человеческими страстями и стремлениями.

Они борются во имя возвышенных «земных» идеалов, нисколько не заботясь об «потусторонней» жизни. Бог, о котором говорится в поэме, — это «полнота всего сущего», олицетворение единства мира, а не традиционный бог религии. Возникновение и исчезновение вещей — это, по Руставели, соединение и разъединение четырёх элементов —«огня, воды, земли и воздуха». Космос вечен и беспределен, он характеризуется нерушимой внутренней закономерностью. Как и все явления мира, человеческая деятельность строго детерминирована. Однако закономерность (судьбу) Руставели связывает с активностью человека, с его борьбой, которая и приносит победу добра над злом. Зло, по Руставели, не является природным началом. Оно коренится лишь в человеческих отношениях. Поэтому человек должен и в состоянии преодолеть зло своей борьбой. Высшее назначение человека — стремление к утверждению доброго начала посредством борьбы со злом в любом его проявлении.

С такой борьбой непосредственно связан подлинный героизм, преодолевающий любые преграды на пути к благородной цели. Знание становится мудростью лишь в соединении с практической деятельностью, а без мудрости нет настоящего героизма. Основными стимулами героической деятельности являются любовь и дружба, проникнутые возвышенными моральными началами. Герои произведения Руставели проявляют ради любви и дружбы чудеса мужества и отваги. Любовь и дружба у Руставели перерастают границы личных чувств: они приобретают социальное значение, регулируя отношения людей в обществе. Руставели первым в мировой литературе воспел дружбу между народами, основанную на глубоком патриотизме, беззаветном служении своему народу.

Эстетические взгляды Руставели тесно связаны с его общефилософской концепцией, с его этикой. Прекрасное и возвышенное являются не только нашими субъективными чувствами, это объективные категории. Подлинная красота человека — не столько в его внешней привлекательности, сколько в возвышенных моральных принципах. Задача поэзии — отобразить жизнь и борьбу людей за возвышенные и благородные цели, за утверждение на земле человеческого счастья.

Если философские воззрения Руставели выходят далеко за пределы средневековья, если его этические и эстетические взгляды в значительной море перекликаются с прогрессивными идеями современности, то его социально-политические убеждения гораздо более ограничены условиями феодализма. Руставели ратует за идеи просвещённого абсолютизма, за единое, мощное и независимое государство; требуя, однако, ограничения царского самодержавия советом мудрых государственных деятелей. Социальные взаимоотношения, основанные на феодальной иерархии, Руставели считает незыблемыми. Но он требует гуманного и справедливого отношения к людям, уничтожения нищеты, протестует против унижения человеческой личности.

Поэма Руставели нанесла мощный удар христианской идеологии средневековья. На протяжении веков реакционные силы Грузии, главным образом мракобесы-клерикалы, пытались уничтожить великую поэму и даже следы её влияния. Но грузинский народ, считая творение Руставели выражением своего национального самосознания, символом своих лучших чаяний, отстоял это гениальное произведение и сохранил его до наших дней. Ныне оно стало достоянием всех народов великого Советского Союза и вошло в сокровищницу мировой культуры