Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ковалевский Максим Максимович (1851—1916) — видный русский буржуазный социолог и историк, автор ряда работ по истории социологии, права и государства. В начале своей деятельности встречался с Марксом и вёл с ним переписку. На основе большого исторического и этнографического материала Ковалевский развил учение о роде как повсеместной форме первобытной организации. Энгельс положительно оценивал данные исследований Ковалевского, его работу «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1890).

«Мы обязаны Максиму Ковалевскому... доказательством того, — писал Энгельс, — что патриархальная домашняя община... образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к отдельной семье современного мира». В работе «Современные социологи» (1905) Ковалевский даёт критику реакционных зарубежных социологов — Тарда, Гид-дингса, Гумпловича, Зиммеля, Дюркгейма и др. Но сам он стоял на антинаучной эклектической и идеалистической позиции в понимании история и примиренчески относился к реакционным взглядам Мальтуса.

Будучи умеренным либералом по своим политическим убеждениям и относясь враждебно к революционному пролетариату, Ковалевский пытался противопоставить диалектическому и историческому материализму позитивизм контов-ского типа. Он выступал с позиций буржуазного объективизма против партийного подхода Маркса к общественным явлениям. В трудах Ленина дана резкая критика политической деятельности Ковалевского как представителя либерализма, представителя партии буржуазии.