Filslov.ru - Философия как предмет науки


Кондорсе Жан Антуан (1743—1784) — видный французский просветитель XVIII в., по политическим взглядам — жирондист. По приказу революционных якобинских властей был заключён в тюрьму, где покончил с собой. Подобно своему другу Вольтеру (см.) Кондорсе критиковал религию с позиций Эеиама(см.), т. е. уверял, что хотя бог и существует, но в дела природы и общества не вмешивается. Кондорсе в духе буржуазного просветительства призывал к отказу от религиозных суеверий и к развитию научных знаний.

В своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе развивает идеалистический взгляд на историю, как на продукт человеческого разума, и провозглашает буржуазный строй самым разумным и «естественным» порядком. Отрицая объективные закономерности общественного развития, Кондорсе произвольно, по чисто случайным, внешним признакам устанавливает десять эпох человеческой истории и делает вывод, что последняя эпоха завершается окончательным торжеством частной капиталистической собственности. Кондорсе боролся против сословного строя, в защиту формального равенства.

Будучи идеологом буржуазии в период, когда буржуазия отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе, Кондорсе требовал свободного развития каждого и уничтожения деспотизма. Одновременно Кондорсе открыто заявлял, что имущественное неравенство «полезно для общества». При всей классовой ограниченности . Кондорсе неизмеримо выше идеологов современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод. Не случайно поэтому резко враждебное отношение к Кондорсе ряда реакционных философов современной Франции.