Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Возможность и действительность — категории материалистической диалектики, Выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступает сначала лишь как возможность. Возможность есть то, что может реализоваться лишь при наличии определённых условий.
Война— Марксизм-ленинизм рассматривает войну на как необходимое и естественное явление в жизни народов и государств, а как . явление историческое, возникающее на определённой ступени развития человеческого общества и связанное с преходящими условиями общественной жизни.
Вольтер(Франсуа Мари Ару э, 1694 —1778) — виднейший французский просветитель XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит к числу мыслителей, которые своей острой критикой церкви и феодальных порядков осуществляли идеологическую, подготовку французской буржуазной революции конца VIII в. В философии Вольтер является последователем Попка (см.). Вольтер считал, что опыт — источник познания, что невозможно понять невещественную субстанцию.
Волюнтаризм (лат. — воля) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее, первичное значение. Представители волюнтаризма — Шопенгауэр (см.), Ницше (см.), Гартман и др. Это направление своими корнями уходит в глубокое средневековье.
Восприятие — непосредственное отражение предметов реального мира, действующих на наши органы чувств. Основой восприятия является объективное существование предметов, не зависящее от сознания человека.
Время и пространство — основные формы существования материи. «...Основные формы всякого бытия,— говорит Энгельс, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». Не существует пространства и времени, отдельных от материи, от материальных процессов. Пространство и время вне материи есть не больше чем пустая абстракция.
Врожденные идеи — идеи, которые согласно некоторым идеалистическим учениям якобы изначально, независимо от опыта, присущи человеческому сознанию. В античной философии это идеалистическое учение развивал Платон (см.).
Всеобщая связь явлений. — Положение о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе выражает одну из основных черт марксистского диалектического метода. В противоположность метафизике, — пишет И. В. Сталин, — диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга,— а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
Вульгарный материализм — философское течение, возникшее в Германии в 50-х годах XIX в. Наиболее известные представители этого течения—Бюхнер, Фохт и Молепготт. Энгельс называл их вульгаризаторами, взявшими на себя роль «разносчиков материализма», и странствующими проповедниками вульгарного материализма.