Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Пацифизм (лат. — умиротворяющий) — буржуазно-либеральное политическое течение, проповедующее мир и считающее, что одной проповедью можно уничтожить корни войн в буржуазном обществе. Пацифизм замазывает тот факт, что существование капитализма есть самая глубокая основа и источник войн.
Первичные и вторичные качества вещей. Некоторые материалисты домарксовского периода (например, Локк— см.) называли первичными качествами или свойствами вещей протяжённость, движению, форму, объём и т. д., а вторичными качествами — цвет, звук, запах, вкус и т. д.
Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля.
Пережитки капитализма в сознании людей.
Социалистическое общество — первая фаза коммунизма — выходит непосредственно из недр капиталистического строя, и поэтому оно «во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества».
Социалистическое общество — первая фаза коммунизма — выходит непосредственно из недр капиталистического строя, и поэтому оно «во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества».
Переход количественных изменений в качественные — один из важнейших и наиболее общих объективных законов развития природы, человеческого общества и мышления. Марксистская диалектика рассматривает развитие как переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — к качественным изменениям.
Перипатетики — последователи философии Аристотеля (см.). Название произошло от древнегреческого слова «прогулка», так как Аристотель проводил занятия с учениками во время прогулок. Философская школа Аристотеля (Ликей) была основана в Афинах в 335 г. до н. э. Это был основной центр нерасчленённой ещё античной науки.
Персонализм (от лат. persona — личность) — реакционное философское течение воинствующего идеализма, получившее значительное распространение в современной буржуазной философии. Отличительной чертой этой формы идеализма является признание «личности» первичной реальностью. «Личность» трактуется персонализмом как духовный первоэлемент бытия.
Петрашевцы — кружок по своему составу преимущественно разночинских деятелей, выступавших в антикрепостническом, буржуазно-демократическом революционном движении России середины XIX в. Возглавлял его М. В. Буташевич-Петрашевский. Кружок не имел вполне определённого и развёрнутого плана действий.
Писарев Дмитрий Иванович (1840—1868) — выдающийся русский материалист и революционный демократ, страстный поборник уничтожения крепостничества и освобождения труда от гнёта капитала. По окончании в 1861 г. Петербургского университета Писарев всецело отдаётся журнальной публицистике, став во главе передового журнала «Русское слово» и проводя в нём линию «Современника» Чернышевского (см.), линию революционной демократии.
Пифагорейцы — последователи древнегреческого философа Пифагора (ок. 571—497 до н. э.). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в IV в. до н. э., внесла Ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав понятие количества и оторвав его от материальных вещей, пифагорейцы пришли к идеализму, приняв количественные отношения за сущность вещей. На этой идеалистической основе выросли пифагорейский символизм и полная суеверий мистика чисел.