Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Богоискательство и богостроительство — религиозно-философские течения, возникшие среди буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции России после поражения революции 1905—1907 гг. В эти годы «русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию.
Борьба противоположностей — одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. В. И. Ленин указывает, что учение о борьбе противоположностей как источнике всякого развития есть ядро, суть марксистского диалектического метода. Развитие невозможно без возникновения и преодоления противоречий.
Ботев Христо (1848—1876) — выдающийся болгарский поэт и философ-материалист домарксовского периода. В мировоззрении Ботева тесно сливались революционный демократизм и утопический социализм. Большое влияние на формирование взглядов Ботева оказали Герцен (см.) и Чернышевский (см.), материалистические идеи которых он пропагандировал в Болгарии. Три года Христо Ботев провёл в России.
Бруно Джордано (1548— 1000) — итальянский философ эпохи Возрождения, провозвестник нового, рогрессивного мировоззрения, неутомимый борец против церкви, схоластики и религиозного мракобесия. Сожжён нквизицией в Риме.
Буддизм — одна из форм религии, возникшая в VI—V вв. до н. э. в Индии. Буддизм выступил с проповедью пассивности и покорности судьбе, примирения с действительностью. Именно поэтому он был использован господствующими классами в своих интересах и в III в. стал государственной религией в Индии. Со временем буддизм, утратив егоз значение в Индии, получил широкое распространение в Китае, Японии и других государствах Центральной и Восточной Азии, приспосабливаясь повсюду к местным условиям и впитывая элементы более ранних местных верований.
Бутлеров Александр Михайлович (1828—1886) — великий русский химик, создатель теории химического строения молекул (1861), являющейся итогом всего предшествующего развития химии и теоретической основой современных исследований всех классов химических соединений, их лабораторных и промышленных синтезов.
Бытие — философское понятие, обозначающее природу, материю, внешний мир, объективную реальность в отличие от сознания мышления, ощущений. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. «Философы—указывал Энгельс,— разделились на два больших лагеря» сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос.
Бытие общественное — совокупность условий материальной жизни общества (см.), прежде всего способ производства материальных благ (см.), как главная сила в развитии общества. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей (см. Общественное бытие а общественное сознание).
Бэкон Роджер (1214— 1294) — средневековый английский мыслитель-новатор, провозвестник опытной науки нового времени, передовой идеолог городских ремесленных слоев. Обличал господствующие феодальные нравы, идеологию и политику. При всей своей непоследовательности мировоззрение Бэкона имеет ярко выраженную материалистическую тенденцию. Осуждая Схоластическое начётничество, он призывал к опытному изучению Природы. Косным догмам Бэкон противопоставлял самостоятельное Исследование и обновление Науки.
Бэкон Френсис (1561— 1626) — английский философ, родоначальник «английского материализма и вообще опытных Наук новейшего времени». Бэкон Выступил с резкой критикой средневековой философии, считая, что схоластика и богословие мешают прогрессу науки. Борясь за научное познание, он говорил, что «истинная философия» должна иметь «практический» характер, т. е. должна строиться на основе анализа явлений природы и следовать в своих выводах данным опыта.