Filslov.ru - Философия как предмет науки


Язык — «средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания» . Человеческий язык представляет систему материальных средств: звуков, слов, форм слов и закономерных сочетаний слов в предложениях. Язык — общественное явление. Он возник из потребности людей в обмене мыслями в процессе их трудовой деятельности.

Без языка невозможно общественное производство, невозможно существование самого общества.
Язык теснейшим образом связан с мышлением. Язык {sape_links}регистрирует и закрепляет в словах и в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. Маркс и Энгельс определяют язык как непосредственную действительность мысли, как практическое, действительное сознание. Язык сыграл огромную роль в развитии человека, человеческого мышления.

Одной из важных специфических особей-тестей человеческого познания в отличие от психической деятельности животных является речь, язык, который даёт возможность создавать научные понятия, категории, формулировать законы науки и тем самым глубоко проникать в сущность явлений. Без языка человеческая мысль не могла бы существовать, развиваться, передаваться из поколения в поколение, находиться в состоянии поступательного развития. Идеалисты отрывают сознание от языка, для того чтобы представить сознание как нечто независимое от материи. На деле же сознание, мышление отражает объективную реальность только при помощи языка. Язык есть «природная материя» мышления. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с «природной материей» языка. о мышлении без языка.

Язык по своей природе не является классовым. Он служит обществу в целом и является орудием общения людей независимо от их принадлежности к различным классам. Язык проявляет своего рода безразличие к классам; но классы далеко не безразличны к языку. Они стараются использовать язык в своих интересах, навязывают ему свой особый лексикон, свои особы, термины и выражения. На этой почве возникают так называемые «классовые» диалекты, жаргоны. Но эти жаргоны нельзя назвать языками, поскольку они не имеют основного словарного фонда и своего грамматического строя.

В каждом языке необходимо различать так называемый основной словарный фонд и грамматический строй, которые составляют основу языка. Все слова, имеющиеся в языке, составляют в общей совокупности словарный состав языка. Главной частью словарного состава является основной словарный фонд, куда входят все корневые слова как его ядро. Основной словарный фонд наиболее устойчив и может сохраняться очень долго. Степень развития и богатства языка определяется богатством и разносторонностью его словарного состава. Смешивать язык с надстройкой, как это делал Марр, значит допускать серьёзную ошибку.

В отличие от надстройки, которая связана с производством косвенно, через посредство базиса, язык связан с производством непосредственно, и не только с производством, но и со всякой иной деятельностью человека. Поэтому словарный состав языка находится в состоянии почти непрерывного изменения. Грамматика представляет собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. Благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в материальную, языковую оболочку. Грамматический строй языка изменяется ещё более медленно, чем его основной словарный фонд. Основа грамматического строя языка может сохраниться в течение очень долгого времени, так как она «_ успехом может обслуживать общество в течение ряда эпох. Утверждение Марра и его сторонников, будто человечество вначале пользовалось «ручным языком» является антинаучным. Звуковой язык, или язык слов, был всегда единственным языком человеческого общества.

Язык представляет собой развивающееся явление. Однако развитие языка совершается иначе, чем развитие; базиса и надстройки. И. В. Сталин опроверг антимарксистскую теорию «стадиальности» в развитии языка, которую проповедовали Марр и его ученики. В развитии языка нет никаких резких, внезапных переходов от одного качественного состояния к другому качественному состоянию. Такое развитие языка невозможно вследствие его специфики. Переход т старого качества языка к новому происходит не путём взрыва, не путём «внезапного» уничтожения старого языка и возникновения нового языка, а путём постепенного отмирания элементов старого качества и развития элементов нового качества. Законы развития языка являются объективными законами.

Существуют законы развития языка, общие для всех язы-ков, как, например, закон постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества. В то же время в каждом языке существуют собственные, специфические для данного языка внутренние законы, которые действуют в течение более или менее ограниченных промежутков времени, являются исторически преходящими законами. Общие и частные законы развития языков связаны между собой, несмотря на их различие.
Нужно различать развитие и взаимодействие языков в условиях антагонистического общества и в условиях победы социализма в мировом масштабе. В эпоху до победы социализма в мировом масштабе, когда эксплуататорские классы являются господствующей силой, когда существуют национальный гнёт и взаимное недоверие наций, скрещивание языков приводит к победе одного языка над другим.

Результатом скрещивания, например, двух языков является не возникновение нового, третьего языка, а победа одного из языковой поражение другого, который постепенно отмирает. По иным законам будет развиваться язык в эпоху после победы социализма во всём мире. Отсутствие эксплуататорских классов, угнетающих и угнетаемых наций, сближение и сотрудничество наций, ликвидация политики подавления и ассимиляции языков будут иметь своим следствием взаимное обогащение сотен национальных языков, из которых будут выделяться зональные языки, а затем эти зональные языки сольются в единый международный язык, который образуется из лучших элементов национальных и зональных языков. (См. также «Марксизм и вопросы языкознания».)